Навигация

Ответы за 2018 год

Что может выступать предметом взятки?

Предметом взяточничества (статьи 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, может выступать незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например, исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

По статье 290 Уголовного кодекса РФ уголовная ответственность наступает в случае совершения должностным лицом лично или через посредника действий по получению взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если

оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Вид и размер наказания за получение взятки зависит от должностного положения лица, совершившего преступление, размера взятки, совершаемого в пользу взяткодателя действия или бездействия, а также наличия соучастников преступления и вида соучастия. Минимальное наказание предусмотрено в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей, максимальное – 15 лет лишения свободы со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок пятнадцать лет.

Самостоятельным преступлением является мелкое взяточничество, под которым понимается получение взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. Уголовная ответственность за данное деяние предусмотрена статьей 291.2 Уголовного кодекса РФ и его совершении наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Совершение мелкого взяточничества лицом, имеющим судимость за взяточничество, влечет более строгое наказание, вплоть до трех лет лишения свободы.

Предметом взяточничества, наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

 

Какая административная ответственность существует за нарушение градостроительного законодательства?

Градостроительная деятельность не может осуществляться без особых правовых процедур, в которых одними из центральных участников выступают должностные лица различных государственных органов и органов местного самоуправления (далее — публичных органов власти).

Должностные лица несут ответственность и руководители, работники организаций, арбитражные управляющие, члены советов директоров и др. Как мы видим, это достаточно широкий круг лиц. С точки зрения градостроительной деятельности далеко не все из этих субъектов могут быть в ней задействованы, однако именно должностные лица публичных органов власти уполномочены на принятие градостроительных решений.

Анализ составов административных правонарушений КоАП РФ позволяет выделить группу градостроительных административных правонарушений и группу смежных с градостроительными правонарушений. К числу первых следует отнести следующие составы: нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства; выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта при отсутствии заключения; выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ. Эти нормы непосредственно касаются градостроительной деятельности. Хотя зачастую за нарушение градостроительного законодательства должностные лица привлекаются в соответствии с положениями, устанавливающими ответственность за правонарушения, смежные с градостроительными, которые имеют более широкий характер и применимы к иным правоотношениям. Например, нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Выдача разрешений на строительство предусмотрено административными регламентами органов местного самоуправления, за нарушение законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг предусмотрена административная ответственность по ст. 5.63 КоАП РФ, за неисполнение которой  на должностных лиц администрации может быть наложена административная ответственность в виде штрафа в размере от 1 000 до 1500 рублей.

Таким образом, неукоснительное соблюдение требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, а также антикоррупционного законодательства являются безусловным обстоятельством, позволяющим избежать различного рода ответственности и достойно представлять публичные интересы при осуществлении своей профессиональной служебной деятельности.

 

Что делать, если застройщик не сдает жилье в сроки, обозначенные договором долевого участия?

Федеральный Закон №214 «Об участии в долевом строительстве» посвятил регулированию срока, по истечению которого в обязанность застройщика входит передача участнику долевого строительства объекта, целую статья (ст.6). Договор долевого участия должен содержать указание сроков передачи квартиры от застройщика дольщику.

Квартиры участникам долевого строительства могут быть переданы только после того, как застройщик введет дом в эксплуатацию. По этой причине при заключении договору долевого участия чаще всего под фразой «сдача жилья» подразумевается именно передача квартиры участнику долевого строительства после введения построенного дома в эксплуатацию.

Соглашаться ли с изменением сроков сдачи жилья застройщиком?

Если происходит нарушение сроков передачи объекта долевого строительства, закон обязывает застройщика в срок не позднее, чем за два месяца до указанного в договоре окончания срока, сообщить участнику долевого строительства соответствующую информацию.

Кроме того, участнику долевого строительства направляется предложение подписать дополнительное соглашение, изменяющее условия договора, в котором обговаривается перенос срока сдачи дома. Как правило, в извещении указываются причины, по которым застройщик задерживает сдачу дома. В этом же документе обозначается необходимость продления действия договора, а также устанавливается новый предполагаемый срок завершения строительства.

Принять предложение об изменении застройщиком сроков сдачи жилья или нет – это выбор дольщика. В этом случае закон стоит на стороне участника долевого строительства и дает ему право согласиться на предложение застройщика, а не принуждает к этому.

В случае срыва сроков строительства и просрочки сдачи жилья, и несогласии участника долевого строительства с предложенными застройщиком новыми сроками, проблему возможно разрешить двумя способами: досудебным урегулированием, а также обращением в суд.

Для досудебного урегулирования участнику долевого строительства необходимо от своего имени составить письменную претензию к застройщику. Претензию необходимо направить заказным письмом с уведомлением о вручении, либо самостоятельно принести в канцелярию организации, сделав отметку о принятии документа на оставленной у себя копии.

В тех случаях, когда застройщик не согласился с претензией либо проигнорировал ее, тогда участнику долевого строительства необходимо обращаться в суд за защитой своих прав.

В качестве защиты интересов прав участников долевого строительства закон при нарушении сроков передачи дольщику построенного жилья установил уплату последними неустойки. В случае, если застройщик не сдал дом вовремя, за требованием уплаты неустойки необходимо обращаться в суд.

На момент подачи иска истцом в нем должен быть подсчитан размер неустойки. Кроме уплаты неустойки, дополнительно в иск можно включить требования о возмещении: убытков (например, если будет доказано, что из-за затягивания сроков сдачи жилья дольщику пришлось жить в съемной квартире), морального вреда, штрафа за несоблюдение требований потребителя в добровольном порядке, судебных издержек (например, за оплату услуг юриста, представляющего интересы дольщика в суде).

 

Могут ли в государственной школе открываться платные классы?

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в государственных общеобразовательных организациях осуществляется на безвозмездной основе.

Школа вправе предоставлять платные услуги обучающимся, которые не могут оказываться взамен основной образовательной деятельности учреждения.

Информация о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов согласно ст.29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подлежит размещению на информационных стендах в образовательной организации, а также на сайте школы.

Действия образовательной организации, нарушающей права обучающихся можно обжаловать в отдел образования администрации района, Комитет по образованию, органы прокуратуры или в суд.

 

Как общаться с ребенком в случае, если бывший супруг (супруга) препятствует общению?

Порядок общения с ребенком регулируется Семейным кодексом Российской Федерации, который устанавливает равенство прав родителей на воспитание детей и общение с ними.

В первую очередь, необходимо достигнуть соглашения родителей на порядок общения с ребенком, вплоть до письменного соглашения.
При недостижении родителями согласия порядок общения с ребенком определяется в судом. В силу требований гражданско-процессуального законодательства иск об определении порядка общения с ребенком предъявляется по месту жительства ответчика. При этом, дети старше десяти лет вправе выбирать, с кем желают проживать после развода родителей. Данное обстоятельство будет учтено судом при вынесении решения.
Предъявление иска об определении порядка общения с ребенком государственной пошлиной не облагается.

 

Как получить компенсацию за отключение воды или электричества?

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 даны разъяснения по вопросам рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности. Указано, что споры, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, рассматриваются мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.

В случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 года №2300-I «О защите прав потребителей».

Пленум разрешил принимать любые доказательства, предусмотренные ГПК РФ, что воды или света в доме не было, в том числе аудио- и видеосъемку, показания свидетелей или заключение экспертов.

Также указано, что внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре соц. найма жилого помещения. Причем члены семьи нанимателя несут солидарную с нанимателем ответственность при неоплате.

Выделены некоторые вопросы, связанные с оформлением и выставлением квитанций на оплату. Отмечено, что потребителя не могут обязать получать квитанцию на оплату только в бумажном или только в электронном виде

Каков порядок проведения государственной дактилоскопической регистрации и фотографировании иностранных граждан и лиц без гражданства?

5 октября 2018 года начинает действовать новый порядок обязательной дактилоскопической регистрации и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении которых принято решение о выдаче разрешительных документов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 13.08.2018 № 514.

В соответствии с новым приказом дактилоскопической регистрации и фотографированию подлежат иностранцы, прибывшие в порядке, не требующем получения визы:

1)в отношении которых принято решение о выдаче разрешения на работу;

2) в отношении которых принято решение о выдаче патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в РФ.

Иностранные граждане, обратившиеся в органы внутренних дел с заявлением о получении дубликата разрешения на работу или патента подлежат только дактилоскопической регистрации.

Дактилоскопическая регистрация и фотографирование проводится уполномоченным должностным лицом подразделения по вопросам миграции территориальным органом МВД России. При ее проведении применяется традиционный (красковый) или электронный (бескрасковый) метод получения дактилоскопической информации, которая затем направляется в соответствующий информационный массив не позднее 7 рабочих дней со дня ее получения.

При наличии технической возможности территориальным органом МВД России будет проводится идентификация личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени.

 

Какова ответственность за врезку в газовый и нефтяной трубопровод?

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Под самовольной газификацией в законодательстве понимается совершение действий по монтажу газопроводов сетей газопотребления и их технологическому присоединению к газопроводу сети газораспределения или иному источнику газа, а также по подключению газоиспользующего оборудования к газопроводу или резервуарной, групповой или индивидуальной баллонной установке сжиженных углеводородных газов без соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Общественная опасность уголовно наказуемого деяния характеризуется наличием прямого умысла, о чем будет свидетельствовать игнорирование субъектом преступления ранее имевших место фактов его привлечения к административной ответственности по статье 7.19 КоАП РФ.
Самовольные врезки (подключения) в газораспределительную систему зачастую осуществляются с использованием не пригодных для этих целей подручных материалов (включая садовые шланги, полипропиленовые и пластиковые трубы, шланги от стиральных машин и пылесосов, из трещин в которых происходят многочисленные утечки газа), что, в свою очередь, означает наличие постоянных утечек в местах таких врезок (подключений) и создает перманентную угрозу взрывов.
Санкция статьи 215.3 УК РФ предусматривает штраф до 80 тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, а также обязательные работы до 360 часов, исправительные работы до 1 года, ограничение свободы, принудительные работы, лишение свободы на срок до 2 лет.
В случае если преступные действия повлекли по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, то санкция более строгая – в виде принудительных работ на срок до 5 лет либо лишения свободы до 8 лет.

 

Какова ответственность за ложные сообщения об акте терроризма?

Федеральным законом от 31.12.2017 №501-ФЗ внесены изменения в статьи 205 и 207 Уголовного кодекса РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, повышающие уголовную ответственность лжетеррористов и детализирующие вопросы подследственности уголовных дел о заведомо ложном сообщении об акте терроризма.

Так, согласно поправкам наиболее строгое наказание за заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных опасных действиях против объектов социальной инфраструктуры (организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, сферы услуг, отдыха и досуга, спортивно-оздоровительные учреждения и др.) составит от 3 до 5 лет лишения свободы (ранее низший предел наказания не был установлен).

Ложное сообщение, совершенное в целях дестабилизации работы органов власти, будет наказываться лишением свободы на срок от 6 до 8 лет лишения свободы. Если оно приведет к смерти человека или другим тяжким последствиям — от 8 до 10 лет.

Изменения действуют с 11 января 2018 года.

 

Есть ли у инвалидов право на внеконкурсный приём на обучение по программам бакалавриата и специалитета?

27 июня 2018 года подписан Федеральный закон «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон устанавливает для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, возможность воспользоваться правом на внеконкурсный приём на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Условиями реализации данного права являются наличие мест (в пределах установленной квоты) в образовательных организациях, а также успешное прохождение вступительных испытаний. При этом, подать заявление возможно в несколько высших учебных заведений, количество которых устанавливается порядком приёма на обучение по программам бакалавриата и специалитета.

 

Можно ли перейти на бесплатную форму обучения после рождения ребенка?

Приказом Министерства образования и науки России от 7 апреля 2017 года №315 внесены дополнения в порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное.

Право на переход с платного обучения на бесплатное имеет лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, при наличии одного из указанных в Порядке условий.

К таким условиям относится рождение женщиной ребенка в период обучения.

К претенденту предъявляется требование о сдаче экзаменов за два последних семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценки «отлично» или «отлично» и «хорошо» или «хорошо».

Также нужно учитывать, что переход с платного обучения на бесплатное возможен лишь при наличии свободных бюджетных мест.

Для перехода на бюджет обучающаяся должна подать мотивированное заявление в специальную комиссию учебного заведения.

 

Что делать если отказали в приеме заявления о преступлении?

Лицо, которое обращается с заявлением о преступлении, не обязано подавать (или направлять) данное заявление строго в орган, к компетенции которого относятся подобные преступления, поскольку в силу п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ предусмотрена передача таких заявлений в другие органы с соответствующей компетенцией.

Поступающие сообщения о преступлениях принимаются в отделе полиции вне зависимости от места и времени их совершения, полноты содержащихся в них сведений и формы представления. Такие сообщения принимаются круглосуточно, а также в обязательном порядке подлежат регистрации.

Более того, согласно ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 144 УПК РФ отказ в приеме сообщения о преступлении недопустим. В случае если имеет место отказ в принятии заявления о преступлении, следует обратиться с жалобой в вышестоящий орган или в прокуратуру.

 

Где получить сведения об организациях отдыха детей?

Федеральным законом от 18.04.2018 №85-ФЗ в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» внесены изменения, устанавливающие следующее.

Разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, а также размещение этого списка и реестров организаций отдыха детей и их оздоровления на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети Интернет относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны размещать на своих официальных сайтах в сети Интернет по требованию родителей их обращения в указанные органы по вопросам отдыха и оздоровления детей и ответы на данные обращения (за исключением сведений, содержащих персональные данные детей и заявителей).

К полномочиям федерального органа исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей относится также утверждение примерной формы договора об организации отдыха и оздоровления ребенка.

 

Какая ответственность существует за неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего?

Статья 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что при приеме на работу бывшего государственного служащего на нового работодателя возлагается обязанность уведомить о новом работнике орган, в котором ранее тот был задействован.

Но оговоренная норма обязывает уведомлять о новом трудоустройстве не только работодателя, но и самого работника, который  обязан соблюдать некоторые правила, несмотря на прекращение работы в госструктурах в течение двух лет с момента сложения полномочий.

В частности, на основании вышеуказанной статьи, а также ч. 2 ст. 12 ФЗ №273 после увольнения из госструктуры бывший государственный служащий обязан уведомлять оговоренный орган о заключении новых договоров о сотрудничестве еще в течении двух лет с момента увольнения, независимо от того, каким по счету является работодатель негосударственного предприятия.

В свою очередь, уведомлять о приеме бывшего госслужащего должен и работодатель, и такая обязанность возложена на него нормами ст.64.1 ТК РФ и Постановления Правительства РФ № 700.

В законе сказано, что при приеме государственного служащего работодатель обязан направить сообщение о новом сотруднике в 10-дневный срок.

За отказ от уведомления о новом трудоустройстве бывшие госслужащие могут понести уголовную ответственность, если специальная комиссия усмотрит в их действиях коррупционные действия. К тому же, для бывших госслужащих предусмотрен штраф на основании ст.19.29 КоАП РФ в размере от 2 до 4 тыс. рублей.

А для работодателя в случае неисполнения оговоренных норм предусмотрено ст. 19.29  КоАП РФ наказание в виде штрафа в размере от 50 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.

 

Что необходимо для признания права собственности на самовольную постройку в судебном порядке?

Основания для признания права собственности на самовольную постройку имеются, если соблюден ряд условий:

— участок, на котором возведена постройка, принадлежит истцу на праве собственности, постоянного бессрочного пользования, аренды;

— постройка соответствует параметрам строительства, предусмотренным в документации по планировке территории и правилами землепользования и застройки (ПЗЗ);

— соблюдены все требования безопасности (строительные нормы, правила пожарной безопасности и др.), а также права других лиц.

Данные условия единообразно применяются судами, если они не соблюдены, основания для признания права собственности на самовольную постройку отсутствуют.

 

Какова административная ответственность за нарушения законодательства о выборах?

Свободные и демократические выборы невозможно представить без избирательного процесса, в рамках которого все правовые акты и иные значимые действия должны осуществляться в соответствии с требованиями закона. В этой связи большое значение имеют юридические нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушения законодательства, регулирующего порядок подготовки и проведения выборов.

Административные правонарушения в сфере избирательных прав граждан закреплены в особенной части КоАП РФ в главе № 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» и предусматривают 32 состава, к числу часто выявляемых к которым относятся:

— нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1);

— нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума (ст. 5.4);

— нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации (ст. 5.6);

— проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах (ст. 5.10);

— проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (ст. 5.11);

— изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.12);

— умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму (ст. 5.14);

— подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16);

— незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 5.18);

— использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5.19);

— незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (ст. 5.20);

— несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (ст. 5.21);

— нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов» (ст. 5.24);

— непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25);

— использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5.45);

— подделка подписей избирателей, участников референдума (ст. 5.46);

— сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (ст. 5.47).

При этом, в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.3 — 5.5, 5.8 — 5.10, 5.12, 5.15, 5.17 — 5.20, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56, 5.64 — 5.68 КоАП РФ, вправе составлять члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, статьями 5.10 — 5.12, 5.14 — 5.16, 5.22, 5.47, 5.49, 5.69 – должностные лица органов внутренних дел (полиции).

В силу ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.

Таким образом, в случае выявления события административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанными статьями КоАП РФ, необходимо обращаться в уполномоченные органы, для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности.

 

Что такое проверочные листы и как они применяются при проведении федерального государственного надзора?

С 01 января 2018 года вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с данными изменениями, при проведении плановых проверок всех работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, государственные инспекторы труда будут использовать проверочные листы

В проверочные листы (списки контрольных вопросов) включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателю — юридическому лицу и работодателю — физическому лицу, зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Предмет плановой проверки всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Данные требования при проведении проверок будут применяться с 01 января 2018 года в отношении работодателей, относящихся к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 года — при проведении плановых проверок всех работодателей.

Можно ли предъявить исковое заявление о взыскании заработной платы в суд по месту жительства работника, а не по месту нахождения организации-работодателя?

Иски работников по спорам, связанным с восстановлением нарушенных трудовых прав, могут быть поданы в суд по выбору работника — по месту его жительства либо по месту исполнения им обязанностей по трудовому договору. При этом имеющиеся в трудовом договоре условия, ограничивающие право работника, на предъявление иска о защите трудовых прав, в том числе по месту своего жительства, не подлежат применению в силу положений статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации.

 

Есть ли случаи при которых платить за капитальный ремонт не надо?

Обязанность оплачивать взносы на капитальный ремонт многоквартирного дома установлена требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 169) и составляет часть платы за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).

Однако законодатель предусмотрел два обстоятельства, при которых за капитальный ремонт многоквартирного дома взносы не взимаются:

1. Дом признан аварийным и подлежащим сносу.

2. Исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме.

Какие сведения работодателю нужно вносить в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия?

Сведения уволенных лиц в связи с утратой доверия вносятся в специальный реестр, порядок внесения которого определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2018 № 228.

Так, реестр должен содержать следующие сведения:

- ФИО лица, к которому применено взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

- дата рождения;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присваиваемый налоговым органом Российской Федерации;

- страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);

- номер и серия паспорта (или реквизиты заменяющего его документа);

- наименование органа (организации), в котором осуществляло деятельность уволенное лицо;

- наименование должности, замещаемой на момент применения взыскания в виде увольнения;

- дата и номер соответствующего акта о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

- сведения о совершенном коррупционном правонарушении, послужившем основанием для увольнения лица, со ссылкой на положение нормативного правового акта, требования которого были нарушены.

С реестром лиц, уволенных в связи с утратой доверия можно ознакомиться на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: gossluzhba.gov.ru.

 

Как проверить застройщика на его надежность прежде, чем вложить денежные средства в долевое строительство многоквартирного дома?

Внесенными с 1 июля 2018 года изменениями в федеральное законодательство о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости установлена обязанность застройщика, привлекающего денежные средства участников долевого строительства, обеспечивать свободный доступ к информации (раскрывать информацию), предусмотренной данным Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства.

Информация, содержащаяся в системе, подлежит размещению на сайте единого института развития в жилищной сфере в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать, в том числе такую информацию как:

1. Разрешение на строительство;

2. Документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок;

3. Годовую бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика;

4. Документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика;

5. Фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и др.

Таким образом, ознакомившись, прежде всего с информацией, которую застройщик в силу закона обязан раскрыть в единой информационной системе жилищного строительства в сети «Интернет», гражданин сможет оценить надежность данного застройщика и как следствие в дальнейшем не стать обманутым дольщиком.

 

Как правильно заключить трудовой договор?

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым первый обязуется предоставить гражданину работу, обеспечить надлежащие условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату. В свою очередь работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Трудовой договор должен быть заключен в письменной форме, составлен в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

За уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусмотрена административная ответственность (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ). На должностных лиц налагается штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей».

 

Как обратиться в суд, если недоволен выполненным капитальным ремонтом многоквартирного дома?

Основанием исковых заявлений, предъявленных в суд в связи с некачественным предоставлением коммунальных услуг, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту жилого помещения ненадлежащего качества, являются положения законодательства о защите прав потребителей. Такие иски предъявляются в суд как по месту нахождения ответчика, так и в порядке части 7 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) – по месту жительства истца, заключения или исполнения договора.

Правом на обращение в суд обладают граждане, если полагают что их права и законные интересы нарушены, а также прокурор в интересах неопределенного круга лиц или конкретного гражданина, в случае, если по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам он не может сам обратиться в суд (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).

При этом применению подлежат положения статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 36, статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

Кроме того, пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 установлено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом «О защите прав потребителей», которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Согласно действующему законодательству споры об устранении недостатков выполненных работ при производстве капитального ремонта многоквартирных домов также рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. В Саратвоской области ответчиком по делам данной категории является некоммерческая организация «Региональный оператор Саратвоской области «Фонд капитального ремонта» (далее - Фонд).

В соответствии со статьей 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

В качестве доказательств в суд необходимо представлять акты проверок государственных органов (например, Государственной жилищной инспекции Саратовской области), заключение строительной экспертизы, которыми зафиксирован факт нарушения строительных норм при проведении капитального ремонта либо его невыполнения по договору подряда, иные документы, подтверждающие ненадлежащие исполнение обязательств региональным оператором.

Судебная практика свидетельствует о том, что при предоставлении истцом достаточных доказательств, подтверждающих нарушение строительных норм и правил при производстве капитального ремонта многоквартирного дома, суды выносят решения об удовлетворении исковых требований.