Навигация

Закон Саратовской области от 05.08.2014 г. № 89-ЗСО Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации

Закон Саратовской области от 05.08.2014 г. № 89-ЗСО Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Закон Саратовской области

от 05.08.2014 г. № 89-ЗСО

принят Саратовской областной

Думой 30 июля 2014 года

Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Опубликован в сборнике "Собрание законодательства Саратовской области" №33 от 09.08.2014 г., с. 8017

Изменения внесены ЗСО №154-ЗСО от 03.12.2014 г.

Настоящий Закон определяет порядок создания, организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области, регулирует отношения по наделению органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – комиссия, комиссии) являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – система профилактики) в Саратовской области, обеспечивающими координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Статья 2. Правовая основа деятельности комиссий

Комиссии руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Саратовской области, Законом Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области.

Статья 3. Принципы деятельности комиссий

Деятельность комиссий, созданных на территории Саратовской области, основывается на принципах законности, демократизма, поддержки семей с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ними, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Статья 4. Задачи комиссий

Задачами комиссий являются:

1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Глава 2. Система комиссий, их состав и порядок создания

Статья 5. Система комиссий

1. Систему комиссий Саратовской области составляют:

1) межведомственная комиссия области (далее – областная комиссия);

2) городская комиссия в муниципальном образовании «Город Саратов» (далее – городская комиссия);

3) комиссии в муниципальных районах, городских округах области (кроме городского округа – муниципального образования «Город Саратов»), шесть районных комиссий в муниципальном образовании «Город Саратов» (далее – комиссии в муниципальных образованиях области).

2. В городских и сельских поселениях области в порядке, установленном настоящим Законом, могут создаваться общественные комиссии.

Статья 6. Состав комиссии

1. В состав комиссии, за исключением общественной комиссии, входят председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и не менее восьми членов комиссии.

2. Членами комиссии могут быть руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, а также другие заинтересованные лица.

3. Председатель комиссии:

1) осуществляет руководство деятельностью комиссии;

2) председательствует на заседании комиссии и организует ее работу;

3) имеет право решающего голоса при голосовании на заседании комиссии;

4) представляет комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях;

5) утверждает повестку заседания комиссии;

6) назначает дату заседания комиссии;

7) дает заместителю председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;

8) дает заместителю председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии поручения по созданию межведомственных рабочих групп с целью ознакомления с деятельностью органов и учреждений системы профилактики и подготовки информации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для рассмотрения на заседании комиссии;

9) представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава комиссии;

10) осуществляет контроль за исполнением плана работы комиссии, подписывает постановления комиссии;

11) обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством области.

4. Заместитель председателя комиссии:

1) выполняет поручения председателя комиссии;

2) исполняет обязанности председателя комиссии в его отсутствие;

3) обеспечивает контроль за исполнением постановлений комиссии;

4) обеспечивает контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании комиссии.

5. Ответственный секретарь комиссии:

1) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии;

2) выполняет поручения председателя комиссии и заместителя председателя комиссии;

3) отвечает за ведение делопроизводства комиссии;

4) оповещает членов комиссии и лиц, участвующих в заседании комиссии, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии;

5) осуществляет подготовку и оформление проектов постановлений и иных актов, принимаемых комиссией по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании;

6) обеспечивает вручение копий постановлений и иных актов, принимаемых комиссией.

6. Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (материалов, дел), отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие полномочия:

1) участвуют в заседании комиссии и его подготовке;

2) предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;

3) вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (материалов, дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;

4) вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;

5) участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией, а также иных решений по рассматриваемым вопросам (материалам, делам) и голосуют при их принятии;

6) составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

7) посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;

8) выполняют поручения председателя комиссии.

7. Председатель комиссии несет персональную ответственность за организацию работы комиссии и представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 7. Порядок создания, состав областной комиссии и обеспечение ее деятельности

1. Областная комиссия создается Правительством области в соответствии с настоящим Законом, ее численный и персональный состав утверждается Правительством области.

2. Организация, обеспечение текущей работы областной комиссии и контроля за исполнением ее решений возлагаются на орган исполнительной власти области, обеспечивающий деятельность областной комиссии.

Положение о данном органе и его штатная численность утверждаются Правительством области.

3. Областная комиссия имеет бланк и печать со своим наименованием.

Статья 8. Порядок создания и состав городской комиссии и комиссий в муниципальных образованиях области и обеспечение их деятельности

1. Городская комиссия и комиссии в муниципальных образованиях области создаются органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом.

2. Численный и персональный состав городской комиссии, комиссий

в муниципальных образованиях области утверждается правовыми актами исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, которые подлежат опубликованию.

3. Для обеспечения деятельности городской комиссии, комиссий в муниципальных образованиях области в составе органов местного самоуправления могут создаваться отделы или другие структурные подразделения. Лица, осуществляющие полномочия по обеспечению деятельности городской комиссии, комиссий в муниципальных образованиях области по вопросам, предусмотренным частями 2 и 3 статьи 24 настоящего Закона, являются муниципальными служащими.

4. Председателем городской комиссии, комиссии в муниципальном образовании области является заместитель руководителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.

5. Заместителями председателя городской комиссии, комиссии в муниципальном образовании области могут являться специалисты, на которых возложены полномочия по обеспечению их деятельности, и (или) руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики. В муниципальных районах и городских округах области с численностью несовершеннолетнего населения свыше 9 тысяч человек лицо, являющееся заместителем председателя комиссии, осуществляет свои полномочия на постоянной основе в исполнительно-распорядительном органе местного самоуправления.

6. Ответственным __________ секретарем городской комиссии, комиссии в муниципальном образовании области является специалист, на которого возложены полномочия по обеспечению ее деятельности.

7. Городская комиссия, комиссии в муниципальных образованиях области имеют бланки и печати со своими наименованиями.

Статья 9. Порядок создания и состав общественных комиссий

1. Общественные комиссии могут создаваться на территории городских и сельских поселений области в целях оказания содействия в организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и обеспечения информационного обмена между гражданами, общественными комиссиями, органами местного самоуправления поселений и органами и учреждениями системы профилактики в решении наиболее важных вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних.

2. Общественные комиссии формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации и общественных объединений.

3. Общественная комиссия утверждает Регламент общественной комиссии, устанавливающий порядок участия ее членов в деятельности общественной комиссии, сроки и порядок проведения заседаний, порядок организации ее деятельности, полномочия председателя и членов общественной комиссии, формы и порядок принятия решений, иные вопросы внутренней организации и порядка деятельности общественной комиссии.

4. В состав общественной комиссии входят председатель общественной комиссии и не менее четырех членов общественной комиссии.

5. Председатели комиссий в муниципальных образованиях области по результатам проведения консультаций с гражданами Российской Федерации, представителями общественных объединений предлагают данным лицам принять участие в работе общественных комиссий.

6. Граждане Российской Федерации, получившие предложение войти в состав общественной комиссии, в течение 15 рабочих дней письменно уведомляют сделавшее такое предложение должностное лицо о своем согласии либо об отказе войти в состав общественной комиссии.

7. Персональный состав общественной комиссии утверждается муниципальным правовым актом.

Глава 3. Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий

Статья 10. Государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления

Органы государственной власти области передают органам местного самоуправления государственные полномочия по созданию и организации деятельности комиссий в муниципальных районах и городских округах области (далее – государственные полномочия).

Статья 11. Перечень муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями

Настоящим Законом государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления следующих муниципальных образований области:

1) Александрово-Гайского муниципального района;

2) Аткарского муниципального района;

3) Аркадакского муниципального района;

4) Базарно-Карабулакского муниципального района;

5) Балашовского муниципального района;

6) Балаковского муниципального района;

7) Балтайского муниципального района;

8) Воскресенского муниципального района;

9) Вольского муниципального района;

10) Дергачевского муниципального района;

11) Духовницкого муниципального района;

12) Екатериновского муниципального района;

13) Ершовского муниципального района;

14) Ивантеевского муниципального района;

15) Калининского муниципального района;

16) Красноармейского муниципального района;

17) Краснокутского муниципального района;

18) Краснопартизанского муниципального района;

19) Лысогорского муниципального района;

20) Марксовского муниципального района;

21) Новобурасского муниципального района;

22) Новоузенского муниципального района;

23) Озинского муниципального района;

24) Питерского муниципального района;

25) Петровского муниципального района;

26) Перелюбского муниципального района;

27) Пугачевского муниципального района;

28) Ровенского муниципального района;

29) Романовского муниципального района;

30) Ртищевского муниципального района;

31) Советского муниципального района;

32) Самойловского муниципального района;

33) Саратовского муниципального района;

34) Татищевского муниципального района;

35) Турковского муниципального района;

36) Федоровского муниципального района;

37) Хвалынского муниципального района;

38) Энгельсского муниципального района;

39) «Город Саратов»;

40) закрытого административно-территориального образования Михайловский;

41) городского округа - ЗАТО Светлый;

42) ЗАТО Шиханы.

Статья 12. Права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий

1. Органы местного самоуправления вправе:

1) получать субвенцию из областного бюджета для осуществления переданных им государственных полномочий;

2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;

3) вносить предложения по совершенствованию деятельности, связанной с порядком осуществления переданных государственных полномочий;

4) получать разъяснения от органов государственной власти области по вопросам осуществления переданных государственных полномочий.

2. Органы местного самоуправления обязаны:

1) исполнять в установленном законодательством порядке переданные государственные полномочия;

2) обеспечивать эффективное и рациональное использование финансовых средств, выделенных из областного бюджета для осуществления переданных государственных полномочий;

3) представлять уполномоченным государственным органам документы и информацию, связанные с осуществлением переданных государственных полномочий;

4) исполнять письменные предписания уполномоченных органов исполнительной власти области по устранению выявленных нарушений, допущенных при осуществлении переданных государственных полномочий.

Статья 13. Права и обязанности органов государственной власти области по вопросам, связанным с наделением органов местного самоуправления государственными полномочиями

1. Уполномоченные органы исполнительной власти области вправе:

1) запрашивать у органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления документы и информацию по вопросам, связанным с осуществлением переданных государственных полномочий, а также с использованием предоставленных на эти цели финансовых средств;

2) давать письменные предписания по устранению допущенных нарушений законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления переданных государственных полномочий.

2. Уполномоченные органы исполнительной власти области обязаны:

1) передавать органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий;

2) осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств;

3) оказывать органам местного самоуправления организационно-методическую и консультационную помощь по вопросам осуществления переданных государственных полномочий;

4) оказывать содействие органам местного самоуправления в решении вопросов, связанных с осуществлением переданных государственных полномочий.

Статья 14. Методика расчета нормативов для определения общего объема субвенции, предоставляемой местным бюджетам из областного бюджета для осуществления передаваемых государственных полномочий

1. Общий объем субвенции из областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов области для осуществления передаваемых государственных полномочий, рассчитывается исходя из объема субвенции бюджету каждого муниципального образования области, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона.

2. Объем субвенции бюджету муниципального образования области рассчитывается как сумма норматива годового фонда оплаты труда с учетом начислений на оплату труда условных штатных единиц и норматива годового объема расходов на обеспечение деятельности условных штатных единиц.

3. Норматив годового фонда оплаты труда с учетом начислений на оплату труда условных штатных единиц (далее – ФОТгод.) рассчитывается по следующей формуле:

ФОТгод. = ФОТn x N x 12, где:

ФОТn – норматив среднемесячного размера фонда оплаты труда с учетом начислений на оплату труда одной условной штатной единицы в зависимости от численности постоянного населения на территории муниципального района, городского округа области на 1 января года, предшествующего планируемому периоду:

до 50 тысяч человек включительно – 13085 рублей;

свыше 50 до 80 тысяч человек включительно – 13812 рублей;

свыше 80 до 150 тысяч человек включительно – 14540 рублей;

свыше 150 тысяч человек – 15267 рублей;

N – количество условных штатных единиц, рассчитанное исходя из численности несовершеннолетнего населения на территории муниципального района, городского округа области на 1 января года, предшествующего плановому периоду:

до 6 тысяч человек включительно – 1 условная штатная единица;

свыше 6 до 9 тысяч человек включительно – 2 условные штатные единицы;

свыше 9 до 24 тысяч человек включительно – 3 условные штатные единицы;

свыше 24 тысяч человек – из расчета 1 условная штатная единица на каждые полные 8 тысяч несовершеннолетнего населения;

12 – число месяцев в году.

4. Норматив годового объема расходов на обеспечение деятельности

условных штатных единиц рассчитывается исходя из численности несовершеннолетнего населения на территории муниципального района, городского округа области на 1 января года, предшествующего планируемому периоду:

до 6 тысяч человек включительно – 38800 рублей;

свыше 6 до 9 тысяч человек включительно – 52000 рублей;

свыше 9 до 30 тысяч человек включительно – 58700 рублей;

свыше 30 до 120 тысяч человек включительно – 129600 рублей;

свыше 120 тысяч человек – 516000 рублей.

Расходы на обеспечение деятельности условных штатных единиц включают в себя расходы на служебные командировки, оплату услуг связи, приобретение мебели, оргтехники, программного обеспечения, расходных материалов и материальных запасов, справочной официальной и печатной литературы, канцелярских товаров, оплату стоимости обучения на курсах повышения квалификации, участия в семинарах и другие расходы, непосредственно связанные с осуществлением переданных государственных полномочий.

5. Норматив годового фонда оплаты труда с учетом начислений на оплату труда условных штатных единиц и норматив годового объема расходов на обеспечение деятельности условных штатных единиц, установленные настоящей статьей, ежегодно индексируются в соответствии с законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 15. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий

Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий производится путем предоставления местным бюджетам субвенции из областного бюджета, объем которой определяется на основании нормативов, установленных статьей 14 настоящего Закона.

Статья 16. Порядок предоставления субвенции из областного бюджета для осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий

Порядок предоставления субвенции из областного бюджета на обеспечение осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий устанавливается Правительством области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных государственных полномочий

Отчетность органов местного самоуправления по вопросам осуществления переданных государственных полномочий устанавливается в виде ежеквартальных и ежегодных отчетов, форма которых утверждается Правительством области.

Статья 18. Порядок осуществления государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий

1. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляет орган исполнительной власти области, обеспечивающий деятельность областной комиссии.

2. Контроль осуществляется в следующих формах:

1) запрос необходимых документов, отчетов и информации об осуществлении переданных государственных полномочий;

2) анализ представленных органами местного самоуправления отчетов об осуществлении переданных государственных полномочий;

3) представление указаний органам местного самоуправления по вопросам осуществления переданных государственных полномочий.

3. Контроль за целевым использованием финансовых средств, предоставленных для осуществления переданных государственных полномочий, осуществляет орган внутреннего государственного финансового контроля области.

Статья 19. Условия и порядок досрочного прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий

1. Осуществление переданных государственных полномочий прекращается законом области по инициативе органов государственной власти области или органа местного самоуправления.

2. Осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий может быть прекращено досрочно в случаях:

1) неисполнения уполномоченным органом исполнительной власти области обязанностей по передаче органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий;

2) неисполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий;

3) неэффективного осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий;

4) нецелевого использования органами местного самоуправления финансовых средств, предоставленных им для осуществления переданных государственных полномочий;

5) нарушений при осуществлении переданных государственных полномочий федерального законодательства и законодательства области.

Глава 4. Компетенция комиссий

Статья 20. Полномочия областной комиссии

1. Областная комиссия имеет право:

1) разрабатывать и организовывать мероприятия по приоритетным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, вносить предложения по данным вопросам в органы государственной власти области;

2) вносить в установленном порядке соответствующим субъектам системы профилактики предложения о совершенствовании работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

3) в пределах своей компетенции запрашивать и получать необходимую (необходимые) для осуществления своих полномочий информацию (материалы) от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

4) создавать межведомственные рабочие и экспертные группы по вопросам, отнесенным к компетенции областной комиссии, привлекать в установленном порядке специалистов для подготовки вопросов на свои заседания, информационных и методических материалов;

5) приглашать на свои заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан;

6) взаимодействовать с общественными объединениями, организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

7) осуществлять контроль за исполнением полномочий городской комиссией и комиссиями в муниципальных образованиях области;

8) проводить анализ материалов, рассмотренных на заседаниях городской комиссии и комиссий в муниципальных образованиях области, обобщать полученные данные и результаты анализа;

9) организовывать проведение конференций, совещаний, семинаров по вопросам, отнесенным к компетенции областной комиссии;

10) участвовать в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;

11) принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях на территории других субъектов Российской Федерации, и посещать в установленном порядке указанные исправительные учреждения;

12) осуществлять иные права, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области.

2. Областная комиссия обязана:

1) осуществлять меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий на территории области;

2) осуществлять мониторинг деятельности органов и учреждений системы профилактики на территории области;

3) проводить свои заседания в порядке, установленном настоящим Законом;

4) рассматривать на своих заседаниях вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, связанные с защитой и восстановлением прав и законных интересов несовершеннолетних, защитой их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлением и устранением причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

5) обобщать и распространять положительный опыт работы комиссий в муниципальных образованиях области;

6) в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством области, представлять государственным органам необходимую информацию, связанную с осуществлением областной комиссией своих полномочий;

7) осуществлять подготовку, утверждать на своем заседании и направлять Губернатору области ежегодный отчет о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории области не позднее 1 апреля текущего года;

8) осуществлять иные обязанности, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 21. Полномочия городской комиссии

1. Городская комиссия имеет право:

1) разрабатывать и организовывать мероприятия по приоритетным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, вносить предложения по данным вопросам в органы местного самоуправления;

2) вносить в установленном порядке соответствующим субъектам системы профилактики предложения о совершенствовании работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

3) в пределах своей компетенции запрашивать и получать необходимую (необходимые) для осуществления своих полномочий информацию (материалы) от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

4) создавать межведомственные рабочие и экспертные группы по вопросам, отнесенным к компетенции городской комиссии, привлекать в установленном порядке специалистов для подготовки вопросов на свои заседания__________, информационных и методических материалов;

5) приглашать на свои заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан;

6) взаимодействовать с общественными объединениями, организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

7) организовывать проведение конференций, совещаний, семинаров по вопросам, отнесенным к компетенции городской комиссии;

8) участвовать в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;

9) в соответствии с федеральным законодательством организовывать обследование и проверку условий содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в семьях, а также в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

10) осуществлять иные права, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области.

2. Городская комиссия обязана:

1) осуществлять меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий на территории городского округа;

2) осуществлять контроль, координацию деятельности районных комиссий в муниципальном образовании «Город Саратов», оказывать им методическую помощь;

3) осуществлять мониторинг деятельности органов и учреждений системы профилактики на территории городского округа;

4) проводить свои заседания в порядке, установленном настоящим Законом;

5) рассматривать на своих заседаниях вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, связанные с защитой и восстановлением прав и законных интересов несовершеннолетних, защитой их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлением и устранением причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

6) обобщать и распространять положительный опыт работы районных комиссий в муниципальном образовании «Город Саратов»;

7) в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством области, предоставлять государственным органам необходимую информацию, связанную с осуществлением городской комиссией и районными комиссиями в муниципальном образовании «Город Саратов» своих полномочий;

8) осуществлять подготовку, утверждать на своем заседании и направлять в орган исполнительной власти области, обеспечивающий деятельность областной комиссии, и руководителю исполнительно-распорядительного органа городского округа ежегодный отчет о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории городского округа не позднее 1 февраля текущего года;

9) осуществлять иные обязанности, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 22. Полномочия комиссии в муниципальном образовании области

1. Комиссия в муниципальном образовании области имеет право:

1) в пределах своей компетенции запрашивать и получать необходимую (необходимые) для осуществления своих полномочий информацию (материалы) от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

2) в соответствии с федеральным законодательством организовывать обследование и проверку условий содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в семьях, а также в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

3) давать поручения органам и учреждениям системы профилактики по проведению индивидуальной профилактической работы с категориями лиц, установленными в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

4) принимать решение о признании несовершеннолетних и их семей находящимися в социально опасном положении либо о признании несовершеннолетних и их семей вышедшими из социально опасного положения;

5) приглашать на свои заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан;

6) взаимодействовать с общественными объединениями, организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

7) привлекать для разрешения рассматриваемых комиссией вопросов представителей органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

8) применять меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области;

9) давать согласие по результатам рассмотрения представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, на отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность, несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как меру дисциплинарного взыскания;

10) давать при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста пятнадцати лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования;

11) принимать решения об обращении в суд по вопросам: об ограничении либо о лишении родителей родительских прав в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию несовершеннолетних; о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном федеральным законодательством;

12) в установленном федеральным законодательством порядке принимать решения на основании заключения психолого-медикопедагогической комиссии о направлении несовершеннолетнего в возрасте от восьми до восемнадцати лет, нуждающегося в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста четырнадцати лет;

13) принимать решения о внесении в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представлений:

а) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа – не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

б) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее шести месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

в) о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;

г) о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

14) давать совместно с Государственной инспекцией труда в Саратовской области согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;

15) вносить в органы опеки и попечительства предложения о мерах, направленных на защиту и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних, а также об избрании форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

16) создавать рабочие и экспертные группы по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии в муниципальном образовании области, привлекать в установленном порядке специалистов для подготовки вопросов на свои заседания, информационных и методических материалов;

17) участвовать в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, а также программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних;

18) осуществлять иные права, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области.

2. Комиссия в муниципальном образовании области обязана:

1) осуществлять меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий на территории соответствующего муниципального образования либо района муниципального образования «Город Саратов»;

2) проводить свои заседания в порядке, установленном настоящим Законом;

3) рассматривать на своих заседаниях вопросы и принимать соответствующие меры, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних, защиту их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

4) в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством области, представлять государственным органам необходимую информацию, связанную с осуществлением комиссией в муниципальном образовании области своих полномочий;

5) рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями или иными законными представителями либо иными лицами, отнесенные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством области к компетенции комиссии, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством об административных правонарушениях;

6) рассматривать материалы (дела), не связанные с делами об административных правонарушениях, и принимать меры, предусмотренные настоящим Законом;

7) рассматривать представления органов и учреждений системы профилактики, в том числе органов, осуществляющих управление в сфере образования, по вопросам обучения несовершеннолетних в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

8) принимать совместно с родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, достигших возраста пятнадцати лет и оставивших по согласию комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей или законных представителей по трудоустройству таких несовершеннолетних;

9) рассматривать обращения несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц, касающиеся нарушений или ограничений прав и законных интересов несовершеннолетних;

10) организовывать межведомственные мероприятия по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и иных несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической реабилитации;

11) анализировать состояние преступности, правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования, района муниципального образования «Город Саратов»;

12) осуществлять организационно-методическую работу с органами и учреждениями системы профилактики на территории муниципального образования, района муниципального образования «Город Саратов», общественными комиссиями по вопросам, отнесенным настоящим Законом к компетенции комиссии в муниципальных образованиях области;

13) координировать проведение органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и их семей, признанных находящимися в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних;

14) утверждать межведомственные индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей, признанных находящимися в социально опасном положении, а также осуществлять контроль за выполнением предусмотренных данными программами мероприятий;

15) принимать решение о применении в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством, или о внесении в суд ходатайства о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

16) участвовать по инициативе суда в рассмотрении судом дел, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;

17) обеспечивать оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;

18) представлять в областную комиссию или в орган исполнительной власти области, обеспечивающий деятельность областной комиссии, информацию о состоянии безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в установленном данными органами порядке;

19) осуществлять подготовку, утверждать на своем заседании и направлять в орган исполнительной власти области, обеспечивающий деятельность областной комиссии, и руководителю исполнительно-распорядительного органа соответствующего муниципального района или городского округа области ежегодный отчет о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования области не позднее 1 февраля текущего года;

20) осуществлять иные обязанности, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 23. Вопросы деятельности общественной комиссии

К вопросам деятельности общественной комиссии относятся:

1) организация и (или) участие, в том числе по рекомендации комиссии в муниципальном образовании области, в мероприятиях по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего городского или сельского поселения области;

2) содействие выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении;

3) оказание помощи семьям с несовершеннолетними детьми в защите их прав;

4) участие в проведении индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

5) информирование уполномоченных органов о выявленных фактах нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;

6) предоставление в установленном порядке органам местного самоуправления, органам и учреждениям системы профилактики по их запросам информации о проводимой работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе с несовершеннолетними, с семьями, находящимися в социально опасном положении;

7) организация и (или) участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение граждан в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

8) проведение заседаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и принятие решений по результатам их рассмотрения;

9) предоставление комиссии в муниципальном образовании области информации о результатах своей деятельности по итогам календарного года.

Статья 24. Вопросы обеспечения деятельности комиссий

1. К вопросам обеспечения деятельности областной комиссии относятся:

1) подготовка и организация проведения заседаний и иных плановых

мероприятий областной комиссии;

2) организация областных межведомственных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) посещение в установленном порядке органов и учреждений системы профилактики в целях изучения вопросов, отнесенных к компетенции областной комиссии;

4) проведение анализа состояния детской безнадзорности, правонарушений, преступности несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

5) проведение анализа эффективности деятельности городской комиссии и комиссий в муниципальных образованиях области;

6) проведение конференций, совещаний, семинаров и иных мероприятий по приоритетным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

7) ведение учета численности несовершеннолетних и семей, признанных находящимися в социально опасном положении, проживающих на территории области;

8) содействие несовершеннолетним в реализации и защите их прав и законных интересов;

9) рассмотрение обращений несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц, касающихся нарушений или ограничений прав и законных интересов несовершеннолетних, поступивших в орган исполнительной власти области, обеспечивающий деятельность областной комиссии;

10) заключение соглашений, договоров о сотрудничестве, взаимодействии с общественными объединениями и иными организациями по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

11) ведение делопроизводства областной комиссии;

12) организация работы постоянно действующего штаба по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при областной комиссии, осуществляющего свою деятельность в порядке, установленном областной комиссией;

13) осуществление сбора, обработка и обобщение информации, необходимой для решения задач, стоящих перед областной комиссией;

14) проведение анализа информации, поступающей из комиссий в муниципальных образованиях области;

15) оказание методической помощи комиссиям в муниципальных образованиях области по вопросам, отнесенным к их компетенции;

16) участие в разработке нормативных правовых актов в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

17) подготовка в установленном порядке заключений на проекты правовых актов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

18) организация работы межведомственных рабочих групп для решения задач, стоящих перед областной комиссией;

19) представление по поручению Губернатора области и Правительства области интересов области на уровне Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию областной комиссии;

20) осуществление взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в целях решения задач, стоящих перед областной комиссией;

21) направление запросов и получение в установленном порядке от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, городской комиссии, комиссий в муниципальных образованиях области информации (материалов__________), необходимой (необходимых) для решения задач, стоящих перед областной комиссией;

22) подготовка информационных и аналитических материалов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

23) обеспечение доступа к информации о деятельности областной комиссии путем обнародования (опубликования) в средствах массовой информации, размещения в сети «Интернет» и иными способами, предусмотренными федеральным законодательством и законодательством области;

24) участие по приглашению органов системы профилактики в проводимых ими проверках, совещаниях, семинарах, коллегиях, конференциях и других мероприятиях по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

25) осуществление контроля за исполнением решений областной комиссии;

26) иные вопросы, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области.

2. К вопросам обеспечения деятельности городской комиссии относятся:

1) подготовка и организация проведения заседаний и иных плановых мероприятий городской комиссии;

2) организация межведомственных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования «Город Саратов»;

3) посещение в установленном порядке органов и учреждений системы профилактики в целях изучения вопросов, отнесенных к компетенции городской комиссии;

4) проведение анализа состояния детской безнадзорности, правонарушений, преступности несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов на территории муниципального образования «Город Саратов»;

5) проведение анализа эффективности деятельности районных комиссий в муниципальном образовании «Город Саратов»;

6) проведение конференций, совещаний, семинаров и иных мероприятий по приоритетным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

7) ведение учета численности несовершеннолетних и семей, признанных находящимися в социально опасном положении, проживающих

на территории муниципального образования «Город Саратов»;

8) организация работы постоянно действующего штаба по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при городской комиссии, осуществляющего свою деятельность в порядке, установленном городской комиссией;

9) осуществление сбора, обработка и обобщение информации, необходимой для решения задач, стоящих перед городской комиссией;

10) проведение анализа информации, поступающей из районных комиссий в муниципальном образовании «Город Саратов»;

11) оказание методической помощи районным комиссиям в муниципальном образовании «Город Саратов» по вопросам, отнесенным к их компетенции;

12) организация работы межведомственных рабочих групп для решения задач, стоящих перед городской комиссией;

13) осуществление взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в целях решения задач, стоящих перед городской комиссией;

14) направление запросов и получение в установленном порядке от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, комиссий в муниципальных образованиях области информации (материалов), необходимой (необходимых) для решения задач, стоящих перед городской комиссией;

15) подготовка информационных и аналитических материалов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

16) обеспечение доступа к информации о деятельности городской комиссии и районных комиссий в муниципальном образовании «Город Саратов» путем обнародования (опубликования) в средствах массовой информации, размещения в сети «Интернет__________» и иными способами, предусмотренными федеральным законодательством и законодательством области;

17) участие по приглашению органов системы профилактики в проводимых ими проверках, совещаниях, семинарах, коллегиях, конференциях и других мероприятиях по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

18) иные вопросы, непосредственно связанные с деятельностью городской комиссии, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области.

3. К вопросам обеспечения деятельности комиссий в муниципальных образованиях области относятся:

1) подготовка и организация проведения заседаний, плановых мероприятий комиссии в муниципальном образовании области;

2) посещение в установленном порядке органов и учреждений системы профилактики в целях изучения вопросов, отнесенных к компетенции комиссии в муниципальном образовании области;

3) ведение делопроизводства комиссии в муниципальном образовании области;

4) ведение учета численности категорий несовершеннолетних, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также обучающихся, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;

5) ведение списочного персонифицированного учета несовершеннолетних:

а) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного наказания;

б) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

в) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

г) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

д) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

е) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

ж) условно-срочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

з) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

и) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

к) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

л) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

м) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо систематически употребляющих спиртные напитки в случае, если употребление несовершеннолетним указанных веществ выявлено каким-либо органом или учреждением системы профилактики;

н) объявленных в розыск, найденных, находящихся в розыске;

6) ведение учета сведений о несовершеннолетних и семьях, признанных находящимися в социально опасном положении;

7) осуществление сбора, обработка и обобщение информации, необходимой для решения задач, стоящих перед комиссией в муниципальном образовании области, проведение анализа сведений, поступающих от органов и учреждений системы профилактики;

8) подготовка и направление в орган исполнительной власти области, обеспечивающий деятельность областной комиссии, справочной информации, отчетов;

9) иные вопросы, непосредственно связанные с деятельностью комиссии в муниципальном образовании области, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 25. Заседания комиссии и порядок принятия решений

1. Заседания комиссии проводятся в соответствии с планом работы, утвержденным постановлением комиссии на очередной календарный год, а также по мере необходимости. При этом заседания комиссии в муниципальном образовании области проводятся не реже двух раз в месяц.

2. Решения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии, принимаются на заседании комиссии.

3. О месте и времени проведения заседания комиссии извещается прокурор. Комиссия вправе проводить выездные заседания.

4. Заседание является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Члены комиссии участвуют в ее заседании без права замены.

5. На заседании комиссии председательствует ее председатель либо заместитель председателя комиссии.

6. Решение комиссии принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председательствующего на заседании комиссии.

7. На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем заседания комиссии.

8. В протоколе заседания комиссии указываются:

1) дата и место проведения заседания комиссии;

2) наименование и состав комиссии, сведения об отсутствующих членах комиссии;

3) повестка дня заседания комиссии;

4) содержание рассматриваемых вопросов;

5) сведения о лицах, приглашенных для рассмотрения вопросов, указанных в повестке дня заседания комиссии;

6) содержание принятых решений по результатам рассмотрения вопросов повестки дня заседания комиссии.

9. В случае рассмотрения комиссией материалов (дела) в отношении граждан, не связанных с делами об административных правонарушениях, в протоколе, помимо сведений, перечисленных __________в части 8 настоящей статьи, указываются:

1) фамилия, имя, отчество и иные биографические данные лиц, в отношении которых рассматриваются (рассматривается) материалы (дело);

2) сведения о явке лиц, приглашенных для рассмотрения материалов (дела), и о разъяснении им их прав и обязанностей;

3) содержание заявленных при рассмотрении материалов (дела) ходатайств и результаты их рассмотрения;

4) сведения об объявлении принятого по результатам рассмотрения материалов (дела) решения.

10. Акты комиссии оформляются в форме постановления, представления либо определения.

11. Решения комиссии, связанные с делами об административных правонарушениях, вступают в законную силу в сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В иных случаях решения комиссии вступают в законную силу с момента их принятия, если иное не установлено федеральным законодательством.

Глава 5. Акты, принимаемые комиссией

Статья 26. Постановление комиссии

1. Постановление комиссии принимается:

1) в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

2) по результатам рассмотрения иных вопросов, отнесенных к компетенции комиссии.

2. Постановление комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано.

3. Постановление, принятое комиссией в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, оформляется с учетом требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В постановлении, принимаемом комиссией в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи, указываются:

1) наименование и состав комиссии;

2) дата заседания комиссии;

3) время и место проведения заседания комиссии;

4) сведения о присутствующих и об отсутствующих членах комиссии;

5) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании комиссии;

6) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление комиссии;

7) содержание рассматриваемого вопроса;

8) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);

9) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);

10) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

11) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;

12) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

5. Постановление комиссии, принятое в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи, подписывается председательствующим на заседании.

6. Копия постановления комиссии или выписка из него направляется в органы и учреждения системы профилактики и иным заинтересованным должностным лицам и организациям любыми не запрещенными законом способами не позднее пяти рабочих дней со дня принятия постановления, если иные сроки направления копий постановлений комиссии не предусмотрены федеральным законодательством.

7. Копия постановления комиссии, затрагивающего права и законные интересы граждан, вручается им под роспись или высылается по месту жительства не позднее пяти рабочих дней со дня принятия постановления, если иные сроки направления копий постановлений комиссии не предусмотрены федеральным законодательством.

8. Постановления, принятые комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.

9. Органы и учреждения системы профилактики обязаны представить в комиссию подробную информацию о мерах, принятых по исполнению постановления, либо о причинах невозможности его исполнения в указанный в нем срок.

10. В пределах своей компетенции комиссии вправе ставить перед уполномоченными органами и должностными лицами вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц в случае неисполнения ими постановлений комиссии.

11. Постановление комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 27. Определение и представление комиссии

Определение и представление комиссии выносятся в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Глава 6. Порядок рассмотрения комиссиями в муниципальных образованиях области материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях

Статья 28. Основания рассмотрения материалов (дела)

Основаниями для рассмотрения комиссией в муниципальном образовании области материалов (дела), не связанных (не связанного) с делами об административных правонарушениях (далее – материалы (дело), являются:

1) обращение несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, органов либо должностных лиц;

2) решение комиссии в муниципальном образовании области;

3) представление или иные документы органов и учреждений системы профилактики;

4) ходатайство работодателя;

5) постановление органов внутренних дел, прокуратуры, суда в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

6) иные основания, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 29. Сроки и место рассмотрения материалов (дела)

1. Материалы (дело) рассматриваются (рассматривается) в течение 30 календарных дней со дня их (его) получения комиссией, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством области.

2. Рассмотрение материалов (дела) может быть отложено комиссией в случае поступления ходатайства от участников рассмотрения материалов (дела), уклонения несовершеннолетнего и (или) его родителей или иных законных представителей от явки на заседание комиссии, если материалы (дело) не могут быть рассмотрены (не может быть рассмотрено) в отсутствие указанных лиц, а также в случае поступления предложения об отложении рассмотрения вопроса и о запросе дополнительных материалов по нему.

3. Рассмотрение материалов (дела) может быть отложено до следующего заседания комиссии либо на срок, необходимый для устранения причин, препятствующих рассмотрению материалов (дела) по существу.

4. По истечении шести месяцев со дня получения комиссией материалов (дела) при наличии условий невозможности их (его) рассмотрения (неявка лиц на заседание комиссии, достижение совершеннолетия, смерть лица, отбывание наказания в виде лишения свободы и иные условия, влекущие невозможность рассмотрения материалов (дела)) комиссия на своем заседании принимает мотивированное решение о невозможности рассмотрения комиссией материалов (дела).

5. Решение о невозможности рассмотрения комиссией материалов (дела) принимается в форме постановления, копия которого направляется в орган, должностному лицу, внесшему материалы (дело), в течение пяти рабочих дней со дня его вынесения.

6. Материалы (дело) рассматриваются (рассматривается) комиссией в муниципальном образовании области по месту жительства лица, в отношении которого поступили (поступило) материалы (дело), если иное не установлено федеральным законодательством. При отсутствии у лица места жительства материалы (дело) рассматриваются (рассматривается) по месту фактического пребывания лица, если иное не установлено федеральным законодательством.

Статья 30. Порядок рассмотрения и принятия решений на заседании комиссии в муниципальном образовании области

1. Материалы (дело), поступившие (поступившее) на рассмотрение в комиссию в муниципальном образовании области, в целях обеспечения всестороннего, своевременного и правильного их (его) разрешения предварительно изучаются (изучается) председателем комиссии или по его поручению заместителем председателя комиссии, ответственным секретарем комиссии, любым из членов комиссии.

2. При подготовке материалов (дела) к рассмотрению на заседании комиссии в муниципальном образовании области на заседании комиссии выясняются следующие вопросы:

1) входит ли рассмотрение данных (данного) материалов (дела) в компетенцию комиссии;

2) имеются ли основания для проведения дополнительной проверки (доработки) поступивших (поступившего) материалов (дела);

3) круг лиц, подлежащих приглашению на заседание комиссии;

4) достаточно ли имеющихся материалов для их рассмотрения по существу.

3. При подготовке материалов (дела) к рассмотрению на заседании комиссии в муниципальном образовании области могут быть приняты следующие решения:

1) о приглашении на заседание комиссии лиц для участия в рассмотрении материалов (дела), затрагивающих (затрагивающего) их права и законные интересы, а также иных заинтересованных лиц;

2) о поручении органам и учреждениям системы профилактики совершить действия, принять решения и (или) предоставить в комиссию дополнительную информацию, имеющую значение для всестороннего и своевременного рассмотрения материалов (дела);

3) о возвращении материалов (дела) органам или учреждениям, внесшим указанные материалы (дело) в комиссию, если они не подведомственны комиссии или требуют проведения дополнительной проверки (доработки);

4) об отложении рассмотрения материалов (дела);

5) о передаче материалов (дела) по подведомственности в иной орган, должностному лицу;

6) о рассмотрении материалов (дела) по существу.

4. Материалы (дело) о совершении несовершеннолетним общественно опасного деяния либо административного правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная либо административная ответственность, рассматриваются (рассматривается) с участием несовершеннолетнего, его родителей (одного из родителей) или иного законного представителя, а при необходимости – педагога и (или) иных лиц.

5. При рассмотрении иных материалов (дел) комиссия вправе признать обязательным присутствие несовершеннолетнего, его законного представителя.

6. Лицо, в отношении которого комиссией рассматриваются (рассматривается) материалы (дело), имеет право знакомиться со всеми материалами дела, делать замечания по его содержанию, давать объяснения, пользоваться услугами переводчика, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника, участвовать в рассмотрении материалов (дела), пользоваться иными правами, предусмотренными федеральным законодательством и законодательством области.

7. Заседания комиссии в муниципальном образовании области являются открытыми. В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, родителях или иных законных представителях комиссия с учетом характера рассматриваемых (рассматриваемого) материалов (дела) может принять мотивированное решение о закрытом рассмотрении материалов (дела).

8. При рассмотрении материалов (дела) комиссия обязана всесторонне, полно и объективно исследовать материалы дела, уточнить возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, мотивы, причины и условия, послужившие поводом для рассмотрения данных (данного) материалов (дела), иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса.

9. Несовершеннолетний, в отношении которого рассматриваются (рассматривается) материалы (дело), может быть удален с заседания комиссии на время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние, о чем делается отметка в протоколе заседания комиссии.

10. По результатам рассмотрения материалов (дела) комиссия __________ может принять следующие решения:

1) о применении к несовершеннолетним, их законным представителям мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством, и (или) о проведении индивидуальной профилактической и (или) реабилитационной работы с несовершеннолетним и его семьей;

2) о внесении в суд ходатайства о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

3) о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа;

4) о признании несовершеннолетних и их семей находящимися в социально опасном положении либо о признании несовершеннолетних и их семей вышедшими из социально опасного положения;

5) об утверждении межведомственных индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей, признанных находящимися в социально опасном положении, о внесении изменений в утвержденные программы, о досрочном прекращении реализации программ;

6) об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении представлений органов и учреждений системы профилактики, в том числе органов, осуществляющих управление в сфере образования, по вопросам обучения несовершеннолетних в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

7) о принятии мер по продолжению освоения несовершеннолетним, оставившим по согласию комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав общеобразовательную организацию, образовательной программы основного общего образования и (или) по его трудоустройству;

8) о даче согласия либо об отказе в даче согласия на расторжение трудового договора с несовершеннолетним в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

9) о принятии мер по обеспечению оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;

10) об обращении в суд либо о внесении в суд представлений по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;

11) о внесении в орган опеки и попечительства ходатайства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, либо об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;

12) о принятии мер, направленных на устранение нарушений прав и свобод несовершеннолетних, причин и условий, способствующих их безнадзорности, совершению ими правонарушений или антиобщественных действий, органом (должностным лицом), уполномоченным устранить нарушения;

13) о внесении в уполномоченные органы ходатайства о привлечении к дисциплинарной или иной ответственности лиц, решения или действия (бездействие) которых повлекли нарушение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

14) о даче поручений органам и учреждениям системы профилактики;

15) о запросе необходимых дополнительных материалов;

16) о передаче материалов (дела) в органы прокуратуры, суд, другие органы по подведомственности;

17) об отложении рассмотрения материалов (дела).

11. При рассмотрении комиссией обращений несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц, касающихся нарушений или ограничений прав и законных интересов несовершеннолетних, комиссией принимается решение с учетом требований законодательства, предусматривающего порядок рассмотрения обращений граждан.

12. В результате рассмотрения материалов (дела) комиссия вправе принять решение об оказании содействия в определении форм устройства несовершеннолетних, которое направляется в следующие органы и учреждения системы профилактики:

1) органы социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания – для рассмотрения вопроса об устройстве несовершеннолетних в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

2) органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, – для рассмотрения вопроса об устройстве несовершеннолетних в образовательные организации;

3) органы опеки и попечительства – для рассмотрения вопроса об устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

4) органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи – для рассмотрения вопроса об участии данных органов в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, о вовлечении их в организованные формы досуга;

5) органы управления здравоохранением и медицинские организации – для рассмотрения вопроса о проведении с несовершеннолетними в рамках предоставленных полномочий мероприятий по обследованию, наблюдению или лечению в связи с употреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, употреблением одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также по обследованию, наблюдению или лечению выявленных заблудившихся, подкинутых детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

6) органы службы занятости – для рассмотрения вопроса об оказании помощи в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также о содействии трудовому устройству несовершеннолетних;

7) органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной инспекции – для рассмотрения вопроса об оказании помощи несовершеннолетнему в пределах своей компетенции;

8) органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма – для рассмотрения вопросов о привлечении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, о содействии их приобщения к ценностям отечественной и мировой культуры, а также об оказании иных видов помощи в пределах своей компетенции.

13. По результатам рассмотрения одного материала (дела) может быть принято одновременно несколько решений, предусмотренных частями 10 и 12 настоящей статьи.

Статья 31. Финансовое обеспечение деятельности комиссий

Финансирование расходов, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Глава 7. Заключительные положения

Статья 32. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу закона области об областном бюджете, предусматривающего выделение финансовых средств на реализацию настоящего Закона.

Статья 33. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) области

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Саратовской области от 29 декабря 2004 года № 120-ЗСО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области»;

Закон Саратовской области от 30 мая 2005 года № 42-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области»;

Закон Саратовской области от 6 марта 2007 года № 12-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области»;

Закон Саратовской области от 9 ноября 2007 года № 253-ЗСО «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Закона Саратовской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области»;

Закон Саратовской области от 28 сентября 2010 года № 159-ЗСО «О внесении изменений в статью 4 Закона Саратовской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области»;

Закон Саратовской области от 4 июля 2013 года № 112-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области»;

Закон Саратовской области от 29 октября 2013 года № 181-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области»;

Закон Саратовской области от 29 июня 2005 года № 62-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

Закон Саратовской области от 27 сентября 2005 года № 96-ЗСО «О внесении изменений в статью 2 Закона Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

Закон Саратовской области от 28 июля 2006 года № 76-ЗСО «О внесении изменения в статью 5 Закона Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

Закон Саратовской области от 29 декабря 2006 года № 153-ЗСО «О внесении изменения в статью 1 Закона Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

Закон Саратовской области от 25 сентября 2008 года № 236-ЗСО «О внесении изменения в статью 5 Закона Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

Закон Саратовской области от 4 мая 2009 года № 43-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

Закон Саратовской области от 3 декабря 2009 года № 197-ЗСО «О внесении изменения в статью 9 Закона Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

Закон Саратовской области от 28 сентября 2010 года № 153-ЗСО «О внесении изменения в статью 5 Закона Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

Закон Саратовской области от 25 ноября 2011 года № 182-ЗСО «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

Закон Саратовской области от 25 сентября 2012 года № 154-ЗСО «О внесении изменения в статью 5 Закона Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

абзац четырнадцатый статьи 1 Закона Саратовской области от 6 декабря 2012 года № 176-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области»;

статью 1 Закона Саратовской области от 30 мая 2014 года № 67-ЗСО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Саратовской области».

Губернатор

Саратовской области

В.В. Радаев

г. Саратов

5 августа 2014 г.

№ 89-ЗСО